Урок № 17
Предмет:
История
Казахстана.
Дата проведения:
23.05.2017 г.
Группа:
ПП-11
Тема урока: Национально-освободительное восстание под
руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.
Цели:
- образовательная: способствовать в формировании у учащихся
представлений о целях, характере, основных этапах восстания, о
личности руководителя Кенесары Касымова;
- развивающая: способствовать в развитии навыков групповой
работы, формировании умений анализировать, выделять главное,
формировании навыков взаимооценивания и презентационных
навыков;
- воспитательная: воспитание уважение к истории народа,
патриотизма; взаимоуважения.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: работа в группах, лекция с элементами
беседы, использование частично-поисковых методов, наглядный,
методика КМ.
Оборудование и основные источники
информации: раздаточный материал, учебник,
справочники.
Ход
урока:
І. Организационно-мотивационный
этап:
-
проверка явки и готовности учащихся к уроку;
-
опрос домашнего задания.
Учащиеся выступают по таблице о
восстаниях
Руководитель восстания
|
Годы
|
Причины, повод
|
Очаг, территория
|
Движущие силы, ход
|
Итог
|
Характер, историческое значение.
|
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация
знаний:
«Мозговой штурм»
1. В каких годах и в
соответствии, с какими уставами в Младшем и Среднем жузе была
ликвидирована ханская власть? («Устав о сибирских киргизах» 1822 г.
и «Устав об оренбургских киргизах» 1824 г.)
2. Как звали последнего
правителя Среднего жуза, после смерти, которого ханы больше не
назначались? (Уали)
3. В каких годах на
территории Внутренней Орды происходило восстание казахских крестьян
под руководством И. Тайманулы и М. Утемисулы? (1836-1838
гг.)
4. В чём причина частых
восстаний казахов в первой половине XIX в.? (колонизаторская политика российского
царизма сопровождаемое массовым изъятием земель)
5. Кто из потомков хана
Аблая был главным противником расширения влияния Российской империи
в казахских землях? (его сын Касым Аблайулы и внук Саржан
Касымулы).
(класстер)
внук
Аблая←Кенесары
Касымов→последний казахский хан
↓
руководител восстания,
батыр
ІІ. Операционно-исполнительский
этап:
1. Групповая работа:
Каждой группе преподаватель раздает задания. По
ним они должны будут составить кластер опираясь на материал с
нескольких источниках (учебник, справочник, лекционный
материал).
1
группа- предпосылки восстания;
2
группа- причины восстания;
3
группа- цели восстания;
4
группа - движущие силы
восстания;
5
группа – основные сражения;
6
группа – итог и значение
восстания.
Каждая группа
составляет кластер, отражая и раскрывая свои вопросы по теме
урока.
2.
Дипломатическая политика в ходе восстания. (дать под
запись).
В декабре 1838 г.
пять представителей Кенесары прибыли в район Акбулакского окружного
приказа, чтобы вручить письма Западно-Сибирскому
генерал-губернатору, князю Горчакову и царю Николаю, но были
схвачены и подвергнуты наказанию. В письмах Кенесары
требовал:
-
ликвидировать окружные приказы на казахской
земле;
-
восстановить самостоятельность казахской страны периода
Абылая;
-
прекратить сбор податей с менстных жителей.
В 1844 г. царское
правительство направило к Кенесары ряд дипломатических
посольств:
1) в
конце 1844 г. представитель Оренбургской Пограничной комиссии бий
Баймузхамбет Жаманшаулы вручил Кенесары письмо от Оренбургскоог
губернатора Обюручева;
2) в
апреле 1845 г. в аул Кенесары прибыло посольство Долгова, а похже –
поручика генерального штаба Герна.Требование царских
послов:
-
Кенесары запрещалось вести дипломатические связи с другими
странами;
-
Казахским родам, принявших участие в восстании, разрешалось
кочевать лишь в кочевьях, размежеванных правительством;
-
признание оренбургского края частью Российской империи выдвигалось
как галвное условие прощения участников восстания.
3. Диаграмма
«Венна»
Учащиеся
сравнивают восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова с
восстанием Кенесары Касымова.
4. Работа с
документами.
Документ
№ 1 Его
сиятельству, господину-генерал губернатору
от потомка хана Аблая Кенесары Касым-улы
«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух
владений народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже
Вы подозреваете меня, будто бы я подданных Ваших
людей присваиваю к себе, напротив того я говорю, что
Вы на принадлежащих деду моему хану Аблаю местах учредили
окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину
следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся
недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем
никак невозможно»
Документ № 2
Из описания казахской
степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.
«…Бесчинствуя несколько лет безнаказанно, недосягаемый, неуловимый
в своих пустынях, богатый добычей, Кенесары не признает
ни чьей власти; толпа приверженцев подняв его на войлоке
провозгласила ханом; он пишет фирманы от своего имени,
прикладывает свою печать, объявляет войну кокандцам
и хивинцам, берет приступом укрепления последних на Сыре,
собирает подать, живет роскошно раздает награды и мечтает
о владычестве над Средней и Малой
Ордой».
Документ
№3 Из описания казахской
степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.
«В последнее время Кенесары, кроме славы батыра приобрел еще
и некоторое политическое влияние на киргиз вмешательством
в распри соседних ханств. Это обстоятельство имеет большое
значение на прочие роды, кочующие вдали от линии,
и с существованием Кенесары или его шайки нераздельны
беспорядки и неустройства в этой части степи. Ими
рассеиваются семена вражды к России, толкуются в дурную
сторону все меры правительства и сожалению все это делается
на главных путях торговли нашей
с Бохарой»
ІІІ. Контрольно-оценочный
этап
Закрепление
знаний:
-
Работа с
тестами.
1.
Найдите ошибку в перечне причин движения К.Касымова?
А)
Создание округов по реформе 1822 г. привело к ухудшению
скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей;
В)
Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек
Иргиза, Тургая, Иртыша и др.;
С)
Военные столкновения между казачьими войсками и казахскими
родами;
D) Насильственная политика Кокандского и
Хивинского ханства;
Е)
Налоговые тяготы.
-
Назовите территорию
восстание К.Касымова?
А)
Средний и Младший жузы;
В)
Старший и Средний жузы;
С) Весь
Казахстан;
D) Старший жуз и Средняя Азия;
Е)
Семиречье пи Киргизия.
-
Укажите годы
восстания?
А)
1832-1843;
В)
1837-1847;
С)
1836-1847;
D) 1837-1846;
Е)
1833-1843.
-
Сколько человек
принимало участие в годы восстания?
А) 10
тыс.;
В) 15
тыс.;
С) 20
тыс.;
D) 30 тыс.;
Е) 50
тыс.
-
Назовите на какой
социальный слой опирался хан Кенесары?
А)
султаны;
В) бии,
старшины, батыры;
С)
интеллигенция;
D) духовенство;
Е) все
перечисленные.
-
Найдите ошибку в перечне
основных целей движения К.Касымова?
А)
сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России
областей Казахстана;
В)
прекращение колонизации казахских земель путем строительства
крепостей;
С)
прекращение колонизации казахских земель путем нового окружного
правления;
D) Освободить казахов из под власти
хивинцев;
Е)
освободить казахов из-под власти кокандцев.
-
Развитие какого вида
хозяйства у казахов поддерживал Кенесары хан?
А)
скотоводство;
В)
земледелие;
С)
ярмарочная торговля;
D) ремесло;
Е)
промышленность.
-
Где проходило сражение,
в котором восстание было подавлено?
А)
Бишкек;
В)
Токмак;
С)
Майтобе;
D) Чолпан-ата;
Е)
Шалкар.
-
Найдите ошибку в перечне
значения восстания 1837-1847 гг.?
А)
самое крупное восстание против колониального гнета;
В)
самое многочисленное восстание 19 в.;
С)
составная часть освободительной борьбы народов России первой
половины 19 в.
D) одновременно борьба была направлена
против России, Средней Азии и Китая;
Е)
показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от
политики царизма.
-
Назовите дату крупного
сражения, где войска Кенесары разгромили отряд Жантореулы?
А) 1-7
сентября 1842 г.;
В)
10-13 марта 1843 г.;
С)
15-17 августа 1843 г;
D) 20-21 июля 1844 г;
Е)
20-25 ноября 1844 г.
-
Ответить на
вопросы по Таксономии Блума:
1.Кто
стоял во главе восстания?
2.Опишите Кенесары Касымова.
3. В
чём была причина восстания?
4.Почему Кенесары называют «Мидридатом киргизской
степи»?
5.Что
случилось бы, если бы восставшие были бы в дружеских отношениях с
манапами?
6.Оцени историческую важность этого
восстания?
Рефлексия.
Подведение итогов. Выставление
оценок
Домашнее задание:
Приготовьте тестовые вопросы по новой
теме.